Array
(
    [0] => stdClass Object
        (
            [name] => Главная
            [link] => /index.php?lang=ru
        )

    [1] => stdClass Object
        (
            [name] => Главная
            [link] => /index.php?lang=ru
        )

    [2] => stdClass Object
        (
            [name] => Новости
            [link] => /index.php?option=com_content&view=category&id=11&Itemid=519&lang=ru
        )

    [3] => stdClass Object
        (
            [name] => «Гаудеамус игитур! Образы студентов в русской литературе 19-21 вв.». Отдел абонентского обслуживания подготовил виртуальную выставку, посвященную Дню студента
            [link] => 
        )

)

Новости

«Гаудеамус игитур! Образы студентов в русской литературе 19-21 вв.». Отдел абонентского обслуживания подготовил виртуальную выставку, посвященную Дню студента

Опубликовано 25 января 2024

Гаудеамус игитур! Образы студентов в русской литературе 19-21 вв.Трудно, наверное, отыскать в России студента, не знающего о существовании Дня студента? В нашей стране он традиционно отмечается 25 января. Есть повод вспомнить книги русской, советской классики и современные произведения о студентах разных лет и даже веков, которые объединяет неповторимый дух студенчества.

Этому дню посвящена витуальная выставка.

Полная открытий и свершений студенческая жизнь с ее радостями, сложностями, заботами и волнениями всегда привлекала внимание русских писателей. «Юность» Л. Н. Толстого, «Студенты» Н. Гарина-Михайловского, «Факультет чудаков» Г. Гора, «Студенты» Ю. Трифонова, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Коллеги» В. Аксенова, «Дети Арбата» (книга первая) А. Рыбакова, «Общага-на-Крови» А. Иванова, «Люди в голом» А. Аствацатурова - это далеко не полный список художественных произведений XIX — начала XXI в., лейтмотивом которых является жизнь студенчества.

Помните весёлую песенку студента, имеющую непонятное для многих название «Из вагантов». Кто такие ваганты? И причём здесь они, когда содержание песни отражает жизнь самого весёлого и неуёмного «народа» – студентов? Как выяснилось, ваганты – это странствующие клирики, «бродячие люди», которые жили в Средние века в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен. Что ж, наверное, студенчество можно назвать и сегодня «странствующим» сословием, весёлым, бесшабашным, беззаботным… «В «Песенке студента», как признаётся композитор Давид Тухманов, сочинитель этой песни, я постарался передать озорной и неуемный дух, свойственный вообще всякой студенческой братии во все времена…».

Так ли это? Верна ли, ставшая уже крылатой, фраза «От сессии до сессии живут студенты весело…» Или всё-таки отпечаток времени давал свои результаты, и мы можем сказать, что студент не всегда был таким, каким мы его представляем. Надо отметить, что статус студента всегда был значителен: студенчество являлось особым сословием, формировавшим впоследствии интеллигенцию – элиту общества. Проследить как менялся образ студента с течением времени, можно, заглянув в хорошую литературу. Ведь только книга является самым достоверным источником, а писатель самым точным наблюдателем.

XVIII век

В XVIII веке был образован первый университет (1755 г.). Одним из студентов первого выпуска Московского университета был драматург Денис Фонвизин, который учился на философском факультете. Об университетских буднях он писал в своих воспоминаниях «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791) так: «В бытность мою в университете учились мы весьма беспорядочно. Ибо, с одной стороны, причиною тому была ребяческая леность…».

XIX век

В 1817 году А.С. Грибоедов сообща с П.А. Катениным написали комедию «Студент». Главный герой – Евлампий Аристархович Беневольский – студент из Казани. Студент Беневольский становится шутом в глазах остальных героев пьесы, а статус студента ставится ему в укор и превращается в обидную кличку. Главный персонаж комедии, неловкий провинциал и плохой поэт Беневольский, в доме богатого петербургского барина Звездова надеется устроить свою карьеру и семейную жизнь. Звездов был когда-то знаком с его отцом и по неосторожности обещал в будущем устроить судьбу его сына. Но надежды Беневольского не оправдываются: после ряда смешных и нелепых ситуаций ему отказывают и в протекции, и в женитьбе.

В 1857 Л.Н. Толстой завершает трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». В последней части автор одной фразой рисует нам образ тогдашних студентов – «мундир, трехугольная шляпа, собственные дрожки, собственная комната и, главное, собственная свобода». В повести Л. Н. Толстого четко обозначена социальная и материальная дифференциация студентов. Студенты делятся на аристократов и разночинцев. Студенты также разделялись на своекоштных и казеннокоштных, подобно тому, как сегодня выделяют «платников» и бюджетников. В круг чтения студентов, изображенных Л. Н. Толстым, входили книги по древней истории (Гораций, Цицерон), французские романы (Сю, Дюма, Поль де Кока), что было абсолютно типично для XIX в. В то же время студенты-разночинцы «презирали равно Дюма, Сю и Феваля».

В русской литературе 19 века образ студента занимает особое место и является одним из ключевых символов эпохи. Студенты в литературе часто представляются как молодые люди, стремящиеся к знаниям, свободе и прогрессу. Русские писатели второй половины XIX века создавали свои произведения преимущественно в жанре реализма. Они стремились отразить действительность как можно точнее и ближе к историческим реалиям, поэтому отечественная литература дает много конкретных исторических подробностей существования студентов: учеба, быт, настроения, межличностные отношения, отношения между преподавателями и студентами. Студенты — это будущее России, и писатели XIX века связывали это будущее с представителями разных сословий, а не только с дворянством. Таким образом, типичный студент, изображенный в произведении искусства, является выходцем из незнатной среды. Это герой рассказа А. П. Чехова «Тяжелые люди» Петр Ширяев и студент из рассказа «Почта». Герой повести Н. Г. Гарина-Михайловский Шацкий, ученики Зухин и Оперов из повести Л. Н. Толстого, Лопухин из романа Н. Г. Чернышевского. Писатели обращали внимание на формирование корпоративного сообщества студентов. «Я чувствовал связь, соединяющую всю эту молодую общину повсюду», — отмечает Иртеньев. «Ощущение себя членом этого огромного сообщества было очень приятным». Во всех произведениях герои-студенты объединяются в кружки, союзы и товарищества, проводят совместные акции и мероприятия в университетах и за их стенами. Персонажи явно осознают свою причастность к студенческому сообществу.

Литература XIX века была ориентирована на описание трудных условий жизни студентов, постоянной нужды и лишений. Подробное описание жизни состоятельного студента по материалам изучаемой литературы встречается только у Л. Толстого. В произведениях русских писателей, как правило, довольно точно и подробно описывается плохое материальное положение студентов, безденежье, хронические заболевания. Создается художественный стереотип, что настоящий студент — это бедный студент.

Автобиографический роман Н. Г. Гарина-Михайловского дает много ярких подробностей. Н. Гарин-Михайловский в повести «Студенты» (1895) дает широкую картину жизни, быта и настроений дореволюционного русского студенчества. Полунищий, полуголодный, бедный, нуждающийся, оказавшийся на обочине жизни, вечно ищущий место гувернера или репетитора, вынужденно закладывающий свои вещи, — таким предстает перед нами типичный студент конца XIX в. Герои повести снимают самые дешевые квартиры, им постоянно не хватает денег на еду, одежду, книги. Нет лекций, нет одежды, нечего есть…» — рассуждает студент Ларио. — «В доме не было ни пенни. Был только чай, сахар и несколько папирос». Студент Клочков из рассказа А. П. Чехова «нет табака, нет чая, а осталось четыре куска сахара». Лопухин из романа Чернышевского «Что делать?» в первые годы своей студенческой жизни тоже испытывал «невыносимую нищету», периодически сидя «без чая, иногда без сапог». Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно останавливается на признаках бедственного положения Раскольникова и Разумихина: изношенная одежда, почти лохмотья, убогая комната «в шесть шагов длиной», отсутствие денег на еду и отопление. Л. Н. Толстой, описывая поход учащихся разных классов, также подчеркивает, что это были «очень бедные и очень молодые люди». Тяжелое материальное положение часто приводит к исключению из университета. Из-за неуплаты платы за обучение студент-юрист был исключен из рассказа В. В. Вересаева. По этой же причине герои романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников и Разумихин были вынуждены покинуть университет.

В повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Студенты» - главный герой Тёма Карташёв, вырвавшись из-под родительской опеки, как говорится, хлебнув студенческого воздуха, наломал дров немалых…Многочисленные соблазны, сомнительное окружение, свобода, нехватка финансовых средств, «бездонный хаос лекций»… С точки зрения интеллектуальных способностей сами студенты оценивали себя так: «Мы, люди несистематичного образования, мы в сущности нищие, подбирающие какие-то случайно, нечаянно попадающиеся под ноги крохи; мы, наконец, даже без опыта жизни, когда при том девяносто девять из ста, что и этот опыт окончательно пройдет бесцельно…». Студенчеству, как правило, приписывается роль особого социального слоя, с легкостью загорающегося новыми идеями.

Другим постоянным элементом образа студента в литературе было чрезмерное употребление студентами спиртных напитков, постоянные кутежи. Студенты постоянно пьют в рассказе Н. Г. Гарина-Михайловского. Пьют и герои рассказа А. П. Чехова «Припадок». А герой Рубцова из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Студенческая привычка к выпивке... кажется, она росла с каждым днем…».

Евгений Базаров! Кто его не знает? Всем знаком герой из повести И. Тургенева «Отцы и дети». Кого не спроси, все могут сказать, что Базаров-нигилист. А ведь приверженность Базарова нигилистическим идеям было модным среди российских студентов середины XIX века. Базаров – типичный представитель молодого поколения, отвергающего старые традиции и идеалы, и стремящегося к научному познанию и прогрессу. Он символизирует новое поколение, которое отказывается от старых ценностей и ищет свою истину.

В романе Достоевского «Бесы» одним из главных персонажей является студент Николай Ставрогин. Он представлен как интеллектуал, который стремится к новым идеям и революционным преобразованиям общества. Однако его идеалы и убеждения приводят его к психологическому распаду и разрушению.

Как-то получается, что в русской литературе досоветского периода героями произведений становились в основном студенты, являвшие собой отнюдь не лучшие примеры… А вот образ героя рассказа А.П. Чехова «Студент» более позитивный. Иван Великопольский — студент духовной академии, он очень молод, полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него прекрасна, будущее видится в веселых, ярких красках, ведь он молод, здоров, силён… «…и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Русская литература второй половины XIX века часто обращается к теме студентов, не только осмысливающих феномен данной социальной группы, но и формирующих определенный художественный стереотип. Активно формируется образ «бедного студента»: всегда молодой человек в нужде, но не унывающий, деятельный, не отказывающий себе в различных удовольствиях. Эта картина в целом совпадает с воспоминаниями современников и данными исторических исследований. И хотя в литературе отражался действительно разнообразный социальный состав учащихся и разное материальное положение, но чаще всего авторы акцентировали свое внимание на образе бедного ученика разных классов. В русской литературе существует сочувственное, доброжелательное отношение к учащимся. Подчеркивается, что бедность — это временное состояние, этап жизни перед прекрасным будущим.

XX век

В произведениях русской литературы XX века складывается гораздо более позитивный образ студента. Советские студенты восстанавливают страну после Великой отечественной войны: возрождают науку, занимаются просвещением малограмотных заводских рабочих, начинают по-настоящему жить и радоваться той жизни, которую они сами создают. «…Шумные собрания в клубном зале, или весёлые субботние вечера, или жаркие споры в аудиториях, которые продолжались потом в коридорах и во дворе»,- так пишет Ю. Трифонов в своём романе «Студенты».

Написанная в 1931 г. повесть «Факультет чудаков» Г. Гора интересна попыткой раскрыть внутренний мир студента послереволюционной эпохи. Хотя текст создан в 30-е гг., он демонстрирует существенную перестройку в сфере образования, которой были отмечены первые послереволюционные годы, и перекидывает мостик к более поздним произведениям, описывающим советское студенчество. В студенческой жизни особую значимость приобретает идеологическая составляющая. Так, в повести представлено строгое разделение студентов на «два лагеря»: пролетарские, партийные студенты, комсомольцы и беспартийные студенты, «от которых за версту несет старым режимом», монархисты. Повесть Г. Гора отразила такие характерные для описываемого времени чистки среди студентов. Беспартийных, неуспевающих, лиц, отказавшихся от общественной работы, а также тех, чьи родственники были дворянами или активными контрреволюционерами, исключали из университета, выгоняли из общежития. Лузин, комиссар университета, так объяснял свою позицию
вычищенным студентам: «Аудитории университета предназначены для пролетарского студенчества. Для вас же, если вы не желаете работать с нами, предназначена Западная Европа».

Роман В. Осипова «Факультет журналистики» - яркая картина студенческой жизни начала 50-х гг. XX века. Студенты МГУ - будущие филологи, химики, математики, журналисты…-"живописнейшая публика»: беззаботны, веселы, полны энергии… «…Ощущая себя моложавым ангелом, который, покинув грешную землю, вновь оказался в любезных своему сердцу райских пущах и кущах, Пашка Пахомов подошел к первому подоконнику и мгновенно почувствовал, как легкие его вновь наполняются
чистейшим кислородом вольнолюбивой студенческой беззаботности и легкомыслия.

Созданная в послевоенные годы (1950) повесть Ю. Трифонова «Студенты» представляет предельно идеологизированный образ советского студента. Автор вовлекает читателя в систему социально одобряемой деятельности студентов. Студенты педагогического института — люди читающие, мыслящие. Они посещают занятия, коллективно готовятся к сессии, сдают зачеты и экзамены, успешно проходят практику в школе, принимают активное участие в студенческом научном обществе (НСО), что требует усидчивости, трудолюбия, начитанности. Симптоматично увлечение героев произведениями советских писателей — Федина, Исаковского, Новикова-Прибоя.
Студентам свойственен энтузиазм в общественной работе. Все они комсомольцы.

Студенческая жизнь в духе послевоенного времени была связана с заводской: институт решил взять шефство над заводом, и студенты организовали литературный кружок для заводской молодежи. Устраниться от общественной работы значило посрамить свой комсомольский облик. Оторванность от коллектива, моральная нечистоплотность, карьеризм, эгоизм, своекорыстие, верхоглядство, высокомерие, рассеянность — вот те качества, которые могли очернить образ советского студента.

В русской литературе 20 века образ студента также занимает важное место. Он отражает особенности и проблемы молодежи в различных исторических периодах и социальных условиях. В начале 20 века, в эпоху передовых идей и революционных потрясений, образ студента часто связывается с борьбой за свободу и социальную справедливость. Многие студенты-герои литературных произведений вступают в революционные движения и борются за свои убеждения. Они выступают против угнетения и неравенства, стремятся к переменам в обществе. Однако, с приходом советской власти и установлением коммунистического режима, образ студента в литературе меняется. Студенты становятся представителями новой элиты, которая стремится к достижению высоких позиций в обществе и служению государству. Они активно участвуют в коммунистическом строительстве и пропаганде идеологии партии. В период после Второй мировой войны и в эпоху оттепели, образ студента в литературе становится более разнообразным. Он отражает поиск смысла и идентичности, внутренние противоречия и этические дилеммы молодого поколения. Студенты-герои часто сталкиваются с выбором между личными ценностями и общественными ожиданиями, между свободой и социальной ответственностью.

В романе «Дело, которому ты служишь» (1957), открывающем популярную в советское время трилогию Ю. Германа, и повести В. Аксенова «Коллеги» (1960) представлены яркие истории студентов-медиков, желающих полностью посвятить себя избранной профессии. Определяющей в этих произведениях оказывается связь студента с конкретной сферой профессиональной деятельности. Студент — это прежде всего будущий специалист, профессионал. Владимир Устименко, главный герой романа «Дело, которому ты служишь», — образец советского медика.

В романе А. Рыбакова «Дети Арбата» (первая книга трилогии, в которую также входят романы «Страх» и «Прах и пепел»), написанном в 1966—1983 гг. и опубликованном в 1987 г., запечатлена другая характерная черта советского времени и студенческой жизни в частности — участие молодых людей в субботниках и демонстрациях. Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания молодых людей. Молодые парни и девушки (в том числе студенты), изображенные А. Рыбаковым, — это люди, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Типичная тематика их разговоров — военная и политическая обстановка в стране, строительство новых заводов, мировая революция и т. п. Одним из главных сюжетных событий романа является исключение Саши Панкратова из института и комсомола. Во всех произведениях советского периода устойчиво выделяются
«положительные» качества студентов (заинтересованность в общественной работе (общественник, активист), политическая зрелость / политическая грамотность, исполнительность, ответственность, трудолюбие, дисциплина), заданные и пропаган-дируемые самой эпохой, и «отрицательные» качества, осуждаемые в советское время (оторванность от коллектива, аполитичность, антипартийность, моральная нечи-стоплотность, карьеризм, эгоизм).

Целыми эшелонами студенты ехали строить новые города, огромные промышленные и энергетические предприятия. Всё это нашло отражение в советских газетах и некоторых художественных текстах. В это же время огромное распространение получила бардовская песня. Именно в студенческой среде этот жанр развивался наиболее активно.
В пьесе М.Ф. Шатрова «Лошадь Пржевальского» мы видим студентов 70-80-х гг.: они поют песни группы «Битлз» и Булата Окуджавы под гитару, пишут стихи, раскрашивают лагерь «моральными» лозунгами, влюбляются друг в друга, обсуждают работу и стройотрядовскую жизнь на комсомольских собраниях...

Эпоха перестройки

О студенческой жизни в эпоху перестройки и в лихие 90-е можно прочитать в романах Т. Соломатиной «Коммуна», Ю. Завершневой «Высотка», П. Санаева, А. Иванова… Это романы, написанные в духе времени, немного грустные, немного жёсткие…время было трудное, а когда оно было лёгким? «Какие времена, такие нравы».

В «Общаге-на-Крови» (1992) А. Иванова студенты изображаются как люди, с одной стороны, бесправные, безденежные, бесприютные, с другой стороны, циничные, нахальные, развращенные, пьющие и гулящие, не отличающиеся умственными способностями. В перспективе текста угасает, теряет свою актуальность и яркость семантический признак «учащийся» («тот, кто учится») в значении слова студент. Об учебе, институте, преподавателях в тексте всегда говорится как бы случайно, вскользь. Из всех персонажей только первокурсники Отличник (свое прозвище он получил за то, что учился на одни пятерки) и Серафима думают о том, что они поступали в институт не для того, чтобы пить по-черному, блудить, драться, ругаться с комендантом, а для того, чтобы получать высшее образование. Речь студентов характеризуется использованием сниженной, нецензурной лексики, активизацией жаргонного и грубопросторечного пластов нелитературного языка. Примечательно, что студенты в произведениях конца XX — начала XXI в. устойчиво демонстрируют бедность лексикона и примитивный круг чтения. В период Перестройки студенты почти не появлялись на страницах русской литературы, а в девяностые годы XX века – совсем ушли из поля зрения прозаиков, поэтов и драматургов. В нашем веке студенты в основном являются героями фантастических произведений, так называемыми «попаданцами», или героями детективных историй.

Студенчество шагало и шагает в ногу со временем всегда… Конечно, студент сегодня другой: не играет на подоконниках вуза в шашки или карты, а водит пальчиком в телефоне, не корпеет за конспектами, а фотографирует и сканирует, редко, увы, заглядывает в библиотеку, потому что предпочитает «нырять» во всемирную паутину. Но, что-то общее ведь есть во всех студентах разных эпох.

Образ студента в литературе может быть разнообразным. Он может быть представлен как герой, который преодолевает трудности и достигает успеха, или как антигерой, который сомневается в своих способностях и сталкивается с проблемами. Литература может показать как позитивные, так и негативные стороны студенческой жизни. Таким образом, обращение к художественным произведениям разных эпох, описывающим студенчество, дает богатый материал для осмысления того, какие динамические процессы переживают типичные образы студента в общественном сознании. В целом, роль студента в обществе и его отражение в литературе помогают нам лучше понять и оценить значимость образования, молодежи и их вклада в развитие общества. Литература позволяет нам увидеть различные аспекты студенческой жизни и задуматься над вопросами, связанными с образованием и молодежью.

Текст подготовила ведущий библиотекарь Отдела абонентского обслуживания интеллектуального центра-научной библиотеки имени Е.И. Овсянкина Светлана Васильевна Жигалкина.