Array
(
    [0] => stdClass Object
        (
            [name] => Главная
            [link] => /index.php?lang=ru
        )

    [1] => stdClass Object
        (
            [name] => Главная
            [link] => /index.php?lang=ru
        )

    [2] => stdClass Object
        (
            [name] => Виртуальные выставки
            [link] => /index.php?option=com_content&view=category&id=19&Itemid=523&lang=ru
        )

    [3] => stdClass Object
        (
            [name] => Художник вечных льдов. А.А. Борисов
            [link] => 
        )

)

Виртуальные выставки

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. БорисовКрайний Север — интереснейший культурно-географический и природный феномен, удивительно сочетающий красоту и тайну, величие и необыкновенную стойкость. Виртуальная выставка посвящена творчеству талантливейшего русского живописца рубежа XIX-XX веков, «русского Нансена» Александра Борисова, воспевшего в многочисленных этюдах и полотнах суровую красоту Арктики. Александр Борисов стал первым русским художником, побывавшим за Северным полярным кругом, совершившим беспримерные по мужеству путешествия на архипелаг Новая Земля. Основной темой творчества художника был мир Крайнего Севера.

Талант художника признан во всем мире — его выставки с огромным успехом проходили в крупнейших городах Европы и Америки, работы мастера хранятся в самых престижных музеях России и зарубежья.

А.А. Борисов стал первооткрывателем заполярной темы в русском изобразительном искусстве. Его называли «художником вечных льдов», «русским Нансеном», «поэтом Севера», «Баяном льдов и полуночного солнца». В своей книге «В стране холода и смерти» художник напишет: «Мы похитили тайны полярного мира, воспроизвели его таинственные красоты, и это сладостное сознание сторицей вознаградило нас за все, что было вынесено за все те долгие дни, когда, казалось, не было никакой надежды вырваться из ледяных лап смерти в мертвой стране».

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

«Главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те необычайные красоты загадочного полярного мира». А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Новая Земля. Художник А.А. Борисов

Александр Алексеевич Борисов родился 2 ноября 1866 в Вологодской губернии (деревне Глубокий Ручей) в крестьянской семье. Он стал первым живописцем Арктики, написавшим картины с видами Новой Земли, Вайгача, Югорского полуострова, Мурмана и прочих мест Русского Севера.
В пятнадцать лет Борисов пришёл в Соловецкий монастырь, где работал на рыболовной тоне в Савватиевском скиту. Вскоре он устроился учеником в иконописную мастерскую. Архимандрит монастыря, увидев карандашные рисунки Борисова, увез его в главную обитель. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Мурманская гавань в марте. А.А. Борисов

Мрачная, но мощная и таинственная природа крайнего севера, с его вечными льдами и долгой полярной ночью, манила мальчика. В 16-летнем возрасте он впервые увидел работу художников, занимавшихся росписью стен Красноборской церкви. Не видевший ранее никаких картин и рисунков, Александр был поражен. Часто днем занятый помощью отцу, юноша начал рисовать ночью под светом керосиновой лампы.
На работы Борисова обратили внимание посещавшие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал Андрей Андреевич Боголюбов. Они помогли Александру: ему была выделена стипендия, и 20 сентября 1886 года он приехал в Санкт-Петербург. В 1895 году технику рисунка А. А. Борисов постигал в мастерской И. И. Шишкина, а через год после его ухода из Академии — у А. И. Куинджи.

Александр Борисов с юности мечтал о путешествии по Северному Ледовитому океану. Такая возможность у него появилась летом 1894 года, когда художника пригласили участвовать в морской экспедиции Сергея Витте. С борта теплохода «Ломоносов» Борисов писал этюды бухт и гаваней. Суровая северная природа очаровала его. Едва вернувшись в Петербург, Александр Борисов начал изучать Арктику и планировать следующую поездку на Крайний Север: «Главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те необычайные красоты загадочного полярного мира».

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Полночь на Мурмане. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Екатерининская гавань. А.А. Борисов

И. Е. Репин так отозвался о работах молодого художника: «Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озарённых резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах... — всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды».

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Летом 1896 года художник уехал на Кольский полуостров. Из поездки Александр Борисов привез в Петербург «два пуда этюдов». Осенью он участвовал в ученической выставке, после которой Павел Третьяков купил у художника 56 «полярных» работ. Весной следующего года Александр Борисов окончил Академию и получил звание художника. Павел Третьяков приобрел еще две его картины — «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь».

Обычно художник указывал на своих работах точную дату. Произведения Александра Алексеевича, в основном этюды, написаны по свежему впечатлению, сохраняют всю прелесть живой природы. Эпический размах, широкое обобщенное видение, продуманность композиции этюдов Борисова, перерастающих рамки жанра, позволяют воспринимать их как вполне завершенные произведения.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

В области вечного льда. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Весенняя полярная ночь. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Становище Малые Кармакулы. А.А. Борисов

А. А. Борисов осуществил мечту побывать в Ледовитом океане и стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции. На Новой Земле Борисов впервые побывал спустя два года. Первое время Борисов жил в Малых Кармакулах. Там он наблюдал солнечное затмение, и написал два этюда, а по возвращении в Петербург, написал картину «Момент полного солнечного затмения» (1896 г.) Потом Борисов перебрался к западному устью пролива Маточкин Шар, где жили несколько ненецких семей. В доме Прокопия Вылки Борисов написал этюд «В гостях у самоеда» (1896г.).

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

В Кандалакшском заливе. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Момент полного солнечного затмения

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

В гостях у самоеда. А.А. Борисов

В 1898 году Борисов отправился в тренировочную экспедицию по Большеземельской тундре. Он привыкал ночевать в спальном мешке на улице, есть сырое оленье мясо — айбырдать («Поайбырдал и лег спать», — писал Александр Борисов). В путевом дневнике художник описывал свои путешествия и обычаи местных жителей — самоедов (раньше так называли ненцев).

«Песен у самоедов нет; когда он едет на оленях, он часто просто мурлыкает на однообразный мотив свою импровизацию... мурлыкает о том, что у него есть жена, есть много собак и оленей, есть ружье, что он пойдет на зверя, а назад возвратится усталый, озябший, а жена его встретит». Александр Борисов.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Тоска по родине. А.А. Борисов

Староста ненцев сделал для Александра Борисова особую бумагу: «Предъявитель сего есть художественник, то есть мастер, а потому строго предписываю всем моим подведомственным самоедам оказывать ему всякое содействие». Но документ художнику не пригодился. Ненцы с уважением относились к гостям, кормили их и поили горячим чаем — если не было дров, для костра ломали сани. Детей, чтобы не мешали, хозяйка привязывала в углу чума.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Кладбище на острове Вайгач

Один из ненцев предложил живописцу посмотреть священные места на острове Вайгач. Северяне приезжали сюда из дальних краев, чтобы принести в жертву оленя и зажечь ритуальный костер. Богам оставляли символические подарки: ружья и гарпуны, черепа белых медведей и якоря с затонувших судов. Некоторые ритуальные предметы — «самоедские идолы» — художник взял с собой. По традиции, взамен он тоже оставил языческим богам «подарки»: флаконы из-под краски, треснувший стакан и монету.

«До меня главная святыня не была посещена ни одним путешественником <...> Она находится далеко от моря, а кроме того, надо пожить с самоедами и по-самоедски, чтобы они решились указать это в высшей степени интересное место». Александр Борисов.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Река Териберка

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Лето на берегу Карского моря (Вайгач). А.А. Борисов

Борисову захотелось пожить на Новой Земле не только во время короткого северного лета, но и перезимовать там. Для этого на Новой Земле надо было построить дом, а для исследования Новой Земли необходимо было парусное судно. Нужны были деньги, и два года Борисову приходится сочетать занятия живописью с организацией своей экспедиции и зимовки.

Александр Борисов жил среди ненцев как обычный кочевник-оленевод. Он стерег стадо, ходил на охоту, помогал по хозяйству. Этюды Борисов писал в любую свободную минуту, не считаясь ни с усталостью, ни с погодой. Художник вспоминал: «Самая низкая температура, при которой я когда-либо писал, так это на реке Мезени — при минус 31 по Реомюру, хоть и худо, но возможно». По шкале Цельсия это почти 40 градусов мороза. В такой холод краски густели, не держались на холсте. Художник работал, зажимая кисть в кулаке и придерживая ее рукавом малицы — ненецкой шубы. Борисова вдохновляли и безграничные просторы тундры, и монументальные полярные ледники, и переменчивое небо — «то грозное, то ласкающее». Он писал, что путешествовать по тундре без палитры было бы невыносимо: в хорошую погоду меланхоличные туманные пейзажи становились неестественно яркими и красочными. Художник передавал тонкие оттенки, вспоминая уроки колористики Архипа Куинджи, своего учителя.

«В этой природе главная красота рефлексов — в тех необыкновенно нежных переливах тонов, которые только и можно сравнить с драгоценными камнями, отражающими одновременно лучи зеленоватые, голубоватые, желтоватые и прочее». Александр Борисов.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Подготовка к полярной экспедиции длилась несколько лет. Живописец закупал оружие и каменный уголь, собак, коров и оленей. Для плавания по северным морям строили особо укрепленную яхту, похожую на поморские суда. Ее корпус по форме напоминал яйцо. Льды не раскалывали такое судно, а выжимали на поверхность.

В 1899 году команда Борисова перевозила грузы на Новую Землю и поднималась на горные вершины возле пролива Маточкин Шар. На горе Вильчека, на высоте 832 метра, художник написал два этюда. Некоторые восхождения длились больше суток, путешественники ночевали на крутых обледенелых склонах. Для зимовки в этот год еще не все было готово, и команда вернулась на материк.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

На следующий год Александр Борисов снова отправился на полярный архипелаг. На берегу пролива Маточкин Шар, недалеко от стоянки самоедов, Борисов начал строить дом-мастерскую с баней, кладовой и теплым хлевом для животных. Большие окна мастерской выходили на заснеженные горы. На просторном чердаке хранили экспедиционное снаряжение и припасы.

Перед тем как осесть в доме-мастерской на зиму, команда Борисова отправилась в экспедицию вдоль восточного побережья Новой Земли. Но поход сложился неудачно. «Мечта» вышла в море с запозданием, когда у берегов уже появился лед. Яхту зажало двумя льдинами, команда не могла вернуть судно на первоначальный курс или к месту зимовки. «Мечта» дрейфовала на юг почти 200 километров.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Экипаж яхты «Мечта»

Путешественники оставили яхту и спустились на плавучие льды. Лишь через неделю их спасли ненцы. Александр Борисов позже вспоминал: «Мы не померли с голода благодаря лишь тому, что у нас осталось еще несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей, а кровь питьем». Команда возвращалась в дом-мастерскую три недели.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Художник А. Борисов покидает яхту

Полярную зимовку путешественники перенесли без цинги и других серьезных болезней. Всю зиму Борисов работал — создавал пейзажи и рисовал углем портреты ненцев (среди них был отец будущего художника Тыко Вылка — Константин Вылка). Сегодня серия ненецких портретов хранится в Русском музее.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Самоедский мальчик. А. А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Самоед. А.А. Борисов

В апреле команда отправилась в новую экспедицию вдоль берегов архипелага — на 3,5 месяца. В Медвежьем заливе Александр Борисов открыл большой ледник и назвал его в честь Сергея Витте.

«Эти исполинские глыбы льда переливаются всеми цветами радуги, кажутся фантастическим дворцом северного царства. Долгие часы просиживал я здесь, любуясь ледником и зарисовывая его». Александр Борисов

«Для меня как художника на каждом шагу восставали картины одна интереснее другой. Масса световых эффектов, изумительные переливы тонов и красок в реке Белужьей. Но писать нельзя было: у меня не было ни красок, ни холстов: все пришлось побросать во время наших блужданий по льду. Да и надо было спешить в наш дом, пока еще не застигли снежные ураганы».

Команда побывала в Незнаемом заливе и заливе Чекина. Путешественников снова ждали трудности: шторм разбил их шлюпку, утонули почти все вещи и летние этюды. Ездовые собаки разбежались, один из ненцев ушел из команды. Вернуться к месту зимовки помог случай: они нашли старую брошенную лодку.
В сентябре 1901 года Борисов и его матросы вернулись в Архангельск. Дом-мастерская на Новой Земле сохранялся еще долгие годы. После отъезда зимовщиков в нем жили ненцы, останавливались путешественники и ночевали промысловики-зверобои.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

«В полной сохранности остался не только дом художника, состоящий из нескольких комнат, но и обстановка его: венские стулья, качалка, письменный стол, мраморный умывальник, постель и проч. Здесь нашли себе приют прибывшие на пароходе русская и шведская экспедиции». Художник Василий Переплетчиков, воспоминания 1913 года.

На Новой Земле Александр Борисов открыл и описал 35 географических объектов — мысов и бухт, гор и ледников, рек и проливов. На карте Новой Земли появились ледник Третьякова и мыс Куинджи, река Филиппова (участник экспедиции) и ручей Носилова (полярный исследователь). По своим путевым дневникам художник написал несколько книг. Его картины с видами Русского Севера гастролировали с художественными выставками по России, Европе и Америке.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Кроме живописи А. А. Борисов писал путевые очерки — «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти» (1909), «Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири в Европу» (1910), «Обь-Мурманская железная дорога» (1915). В этих работах он пишет о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В своих научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, высказывается о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами.

В 1907 году в Лондоне выставку Борисову посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен и вручил художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. В начале 1908 года Борисов приехал в США. Выставка его картин в Вашингтоне была проведена в резиденции Президента — Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым Президентом США.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Дом, построенный по проекту А.А. Борисова. В настоящее время — Музейно-культурный центр «Дом-усадьба художника А.А. Борисова», филиал ГБУК АО «Музейное объединение», Архангельская область. 2016. Фотография

Последние годы жизни Борисов жил в своем доме под Красноборском. Как только закончилась Гражданская война, он начал воплощать в жизнь свою давнишнюю идею о создании курорта возле своего дома на базе минерального источника. Ему это удалось во многом благодаря Н.А. Семашко.
Жена Борисова не хотела жить «в этом медвежьем углу» и настаивала на переезде в Берлин. Художник решительно отказался покинуть родину. В 1922 году его жена и приемная дочь последним пароходом на Архангельск уехали за границу. 17 августа 1934 года художник скончался в своём доме.

В настоящее время произведения Борисова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Архангельском областном музее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном музее и других музеях России.

Сегодня художественные произведения первого живописца Арктики можно встретить во многих российских музеях, именем Борисова названы улицы в Архангельске и Красноборске, его имя носит полуостров на Новой Земле, продолжает работать основанный им курорт «Солониха». В Красноборске, на родине художника, сохранился дом, построенный по его собственному проекту. Сейчас там находится музей «Дом-усадьба художника А.А. Борисова», а в Архангельске основан музей художественного освоения Арктики, который носит имя Александра Алексеевича Борисова.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Архангельский музей художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова

«Крайний север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его величавыми льдами и почти бессменной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы, отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии». А. А. Борисов.

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Самоедское правление в Пустозерске. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Новая Земля. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Полярные льды. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Ненцы на Новой Земле. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Долина реки Маточки. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Страна смерти. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Страна смерти. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Олени. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Среди льдов. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Айсберг. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Северный пейзаж. А.А. Борисов

Художник вечных льдов. А.А. Борисов

Лед ранней весной во время морского отлива в губе Средняя

Литература о художнике А.А. Борисове

1. Борисов, Александр Алексеевич.
У самоедов. От Пинеги до Карского моря: путевые очерки художника со снимками его картин. В стране холода и смерти : экспедиция художника А. А. Борисова / А. А. Борисов. — Санкт-Петербург : Paulsen, 2013. — 296, [32] с. : ил., рис., портр., карты ; 25 см. — Библиогр.: с. 286. — Текст : непосредственный. (Шифр 91/Б825-062875)
Экземпляры: всего:1 — Ред/кн(1)
Настоящее издание представляет собой путевые очерки художника А.А. Борисова, написанные по впечатлениям его экспедиции на Пинегу, Усть-Цильму, Пустозерск и далее на остров Вайгач в 1897 году. А.А. Борисов рассказывает о суровой и прекрасной северной природе, жизни и верованиях коренных жителей тундр, их промыслах и колоритной национальной культуре. Любовь художника к этому таинственному полярному миру отражают и его живописные работы — издание иллюстрируют 37 репродукций картин на отдельных листах.

2. Живая правда художника Борисова / [сост.: А. Н. Ипатова, А. А. Лахтионова]. — Архангельск : САФУ, 2016. — 127 с. : ил. ; 21 см. — Библиогр.: с. 124-125 50 экз. — Текст : непосредственный. (Шифр 85.14/Ж661-920308796)
Экземпляры: всего:1 — АФ(1)
А.А. Борисов (1866-1934) — живописец, всю жизнь посвятивший Русскому Северу. Выходец из крестьянской семьи, уроженец Архангельской губернии, много путешествовавший по Арктике. Пейзажи Борисова пользовались большим успехом в России и за рубежом. В издании, посвященном 150-летию А.А. Борисова, представлены материалы о биографии художника, его творческой и общественной деятельности, а также о его доме-усадьбе, расположенном под Красноборском.

3. Коничев, Константин Иванович.
Люди больших дел / К. И. Коничев. — Архангельск : ОГИЗ, 1949. — 128 с. — Библиогр.: с. 130. — Текст : непосредственный. (Шифр 84/К644-793562579)
Экземпляры: всего:3 — АФ(1), ЦРиПЧ(2)
В книге очерков писатель рисует портреты выдающихся деятелей Севера — мореходов, кораблестроителей, покорителей Арктики, людей науки и искусства. Русский национальный гений Михаил Ломоносов и его земляк, скульптор-академик Федот Шубин, знаменитые землепроходцы-устюжане Семен Дежнев и Владимир Атласов, сольвычегодский крестьянин Ерофей Хабаров и каргополец Александр Баранов, капитан ледокола «Седов» Владимир Воронин и знатный ненец Тыко Вылка — все это герои очерков Коничева, «люди больших дел», сыны сурового и прекрасного русского Севера.

4. Архип Иванович Куинджи и его школа : альбом / авт. текста и сост. В. С. Манин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1987. — 215, [5] с. : ил., цв. ил. ; 33. — Библиогр. в примеч.: с. 6. — Текст : непосредственный. (Шифр 85.14/К 895-162956167)
Экземпляры: всего:2 — ЧЗ(1), КХ(1)
Альбом посвящен творчеству выдающегося русского пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи (1842? — 1910), а также его ученикам и последователям — А А. Рылову, Н. К. Рериху, Н. П. Крымову, К. Ф. Богаевскому, А. А. Борисову, Ф. Э. Рущицу, В. И. Зарубину, В. К. Вроблевскому, Н. П. Химоне, Е. И. Столице, В. Г. Пурвиту. В своих работах они развивали два главных направления живописи учителя: реалистическое, связанное с традициями художников-передвижников, и романтическое, проявляющееся в выборе сюжетов, форсировании цветовых отношений, трактовке форм. Более 150 цветных и черно-белых репродукций, воспроизводящих работы художников, дают цельное представление об из творчестве.

5. Кушнарёв, Андрей Анатольевич.
Александр Борисов: «Певец Арктики» : биография отдельного лица / Андрей Кушнарёв. — Москва : Майор : Осипенко, 2019. — 191 с. : ил. ; 17. — (Неформальные рассказы : серия основана в 2008 г. Осипенко А.И.). — Текст : непосредственный. (Шифр 85.14/К 964-110973433)
Экземпляры: всего:1 — АФ(1)
Книга посвящена обзору жизненного и творческого пути известного русского художника-пейзажиста конца ХIХ — начала ХХ века Александра Алексеевича Борисова (1866 — 1934). Уроженец Русского Севера, он родился в простой крестьянской семье. Путь крестьянского мальчика с Северной Двины, монастырского ученика-иконописца до пейзажиста с мировым именем кажется непостижимым. Но за этим, казалось бы, фантастическим взлетом скрывается невероятная работоспособность и целеустремленность. А личная отвага помогла ему преодолеть неимоверные тяготы полярных экспедиций, в которых художник не раз бывал на волосок от гибели. Вся творческая судьба Александра Борисова — вдохновенный гимн Крайнему Северу, который художник полюбил с детства. Его картины, выставлявшиеся в Европе и Америке, показали миру Арктику задолго до изобретения цветной фотографии, кино и видео. На Родине этого замечательного художника, продолжателя традиций его учителей Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, знают немногие. Эта книга призвана, хотя бы в малой степени, восстановить славу Александра Борисова, вполне заслуженную им.

6. Назимова, Ирина Васильевна.
Александр Алексеевич Борисов : жизнь и творчество / И. В. Назимова. — [Архангельск] : Архангельское книжное издательство, 1959. — 56, [2] с. : портр., рис. ; 20 см. — Библиогр.: с. 58 3000 экз. — Текст : непосредственный. (Шифр 85.14/Н196-387896)
Экземпляры: всего:3 — Аб/н(1), КХ(1), Ред/кн(1)
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) — талантливый русский художник-пейзажист. Ученик И.И. Шишкина и А. Куинджи, А.А. Борисов является художником реалистического направления. Основная тема его произведений — пейзаж Крайнего Севера. В своих картинах он сумел правдиво передать суровую красоту северной природы. Публикуемый очерк посвящен жизни, творчеству и общественной деятельности А.А. Борисова.

7. Российский Север и Арктика: история, традиции, образы (к 150-летию А.А. Борисова) : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова», Ин-т соц.-гуманитар. и полит. наук ; [сост. и ред. Т. С. Минаева]. — Архангельск : Кира, 2016. — 315 с. : ил., рис., табл. ; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч. 100 экз. — Текст : непосредственный. (Шифр 63.3(2)/Р764-897227)
Экземпляры: всего:3 — ЧЗ(1), АФ(1), Ред/кн(1)
Сборник содержит материалы междисциплинарной научной конференции «Российский Север и Арктика: история, традиции, образы», посвященной 150-летию А.А. Борисова, проходившей в Северном (Арктическом) федеральном университете в 2016 г. Для студентов и преподавателей вузов, широкого круга интересующихся исторической наукой и краеведением Европейского Севера России.
8. Аветисов Г.П. URL: http://www.gpavet.narod.ru/Names/borisov.htm

9. Борисов А.А. На Новую Землю. Очерк полярного путешествия А.А. Борисова // Нива. 1902. № 21. // URL: http://www.runivers.ru/bookreader/book481341/#page/550/mode/1up

10. А.А. Борисов и его северные картины. URL: http://belushka.ru/SITE/istoriya-novoj-zemli/khudozhnik-severa ФОТО БОРИСОВ 1896

11. Вехов Н.В. Художник А.А. Борисов—певец природы русского севера. URL: http://kola.gallery/a-a-borisov-pevets-prirodyi-russkogo-severa/

Полная программа Дней Арктики в ИЦНБ САФУ

Обновлено 22 февраля 2024